• Новости проекта
Понедельник, 30 января, 2023
No Result
View All Result
Гражданский Экзамен
Гражданский экзамен
Общественно-просветительский проект
  • Главная
  • Экзамен
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экзаменационная комиссия
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020
  • Главная
  • Экзамен
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экзаменационная комиссия
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020
No Result
View All Result
Гражданский Экзамен
No Result
View All Result
Главная Мониторинг

Несколько слов о проекте Гражданской хартии исторической памяти

автор Гражданский Экзамен
5 лет назад
Категории Мониторинг
0
0
ПОДЕЛИЛИСЬ
45
ПРОСМОТРЫ
Поделиться в FacebookПоделиться в TwitterПоделиться

24 сентября в ходе круглого стола «История семьи в истории России, история России в истории семьи: культура, память, наследие», состоявшегося в Институте наследия, обсуждался общественный проект «Семейная история». Как один из разработчиков проекта, хочу поблагодарить руководство Института наследия и всех участников круглого стола за содержательную дискуссию, за поддержку наших усилий. 

Одним из направлений проекта «Семейная история» является продвижение свода этических принципов общественной дискуссии в области исторической памяти. Мы назвали этот свод принципов – Гражданской хартией исторической памяти. 

Я прекрасно понимаю, что современный человек и современное общество очень ревностно относятся к попыткам навязать им какие-то идеологические рамки. Особенно – в области осмысления нашей истории. Спешу заверить – Гражданская хартия исторической памяти не «предписывает» никому никакую «единственно верную» точку зрения на историю в целом и на ее отдельные страницы. Нет. Гражданская хартия исторической памяти — совершенно о другом, о том, как оставаться людьми и как вести диалог, занимая при этом порою диаметрально противоположные мировоззренческие позиции. 
Как это возможно? Только в том случае, если мы одновременно: во-первых, испытываем личные, экзистенциальные чувства к нашей истории и к минувшим поколениям, во-вторых, обладаем чувством гражданской ответственности за судьбу страны и государства. Как это понимать?

Прежде всего – о личном отношении к истории. Чаще всего мы рассматриваем себя как часть истории. Либо нам это нравится, либо нет. Но это в любом случае предполагает, что мы включены в поток исторических событий, наша судьба во многом обусловлена судьбой страны, народа, суммой различных внешних факторов. Однако возможен и иной взгляд на историю – когда каждый из нас говорит: история моей страны, моего народа, моей семьи, — это не нечто внешнее, а есть часть моего внутреннего мира, причем часть очень существенная. Когда мы говорим, что нам не безразлична наша история, когда мы пытаемся ее понять, оценить, принять или отвергнуть, но все равно – продолжить, мы раскрываем личностное измерение истории, перестаем быть щепками в потоке времени…

И вот именно здесь становится особенно актуальным аспект ответственности, ответственности личной и гражданской. Как не превратить наши дискуссии об истории в повод для гражданского раздора? Как судить и оценивать историю своей страны, не вынося ей тем не менее роковой приговор? Как научиться любить прошлое своей страны, не теряя способности различать добро и зло, и как научиться судить прошлое своей страны, не теряя любви? По крайней мере — не теряя уважения к человеческому достоинству ушедших поколений. Именно на эти вопросы пытается ответить Гражданская хартия исторической памяти.

Отнюдь не случайно любовь к прошлому своей семьи, воспитание у новых поколений интереса к ней, названы в хартии «гражданской добродетелью». Так мы уходим от холодного и бессодержательного понимания «гражданственности» как сугубо внешнего, «уличного» понятия, и пытаемся вернуть ей «теплые», «домашние», внутренние смыслы, связанные с пониманием того, что страна – это «дом», а мы, народ – это «семья семей», что мы все не чужие друг другу. 

И отношение к стране как к дому, а к народу как к семье, конечно, должно изменять тональность общественной дискуссии. Например, вне зависимости от наших политических взглядов, мы будем испытывать жалость и сострадание к жертвам исторических катаклизмов, войн, революций, массовых репрессий, а не желать повторения этого. Вне зависимости от идеологических предпочтений, вряд ли будем называть историю или религию своей страны «неудачной», «потому что мы так и не научились делать хорошие машины»… В конце концов — в мире мнений, в пространстве общественной дискуссии — пусть расцветают все цветы! Но это должны быть цветы, а не поганки!

Источник: https://famiry.ru/blog/sergey_volobuev/neskolko-slov-o-proekte-grazhdanskoy-khartii-istoricheskoy-pamyati/

Гражданский Экзамен

Гражданский Экзамен

Следующая статья
Валерий Зорькин. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума

Валерий Зорькин. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем

Илон Маск показал имплантат для связи мозга с компьютером. Насколько далеко он зашел?

Илон Маск показал имплантат для связи мозга с компьютером. Насколько далеко он зашел?

3 года назад
Автор - Алексей Короткевич, сокоординатор общественно-просветительского проекта «Гражданский экзамен»

Создать цифровую инфраструктуру для культурного развития человека – обязанность, признак эффективности и условие сохранения правового государства!

3 года назад

Популярные новости

    Присоединяйтесь к нам

    Новостная рассылка

    Получайте уведомления о новостных поводах в области образования России

    ПОДПИСАТЬСЯ

    Категории

    • Активные билеты
    • Архивы экзамена
    • Без рубрики
    • Билеты
    • Блог
    • В мире
    • В России
    • Мониторинг
    • Новости проекта
    • ФИЛОСОФИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СТРАНОВЕДЕНИЕ

    Подписывайтесь

    О проекте

    «Гражданский экзамен» – массовая общественно-просветительская акция – онлайн-проверка гражданских компетенций в следующих областях:
    • высшие ценности российского общества, закрепленные в Конституции;
    • конституционные права, свободы и обязанности граждан;
    • государственное устройство России;
    • избирательная система России и полномочия выборных лиц;
    • основные события и этапы новейшей истории России;
    • современные вызовы и угрозы безопасности личности, общества и государства.

    • О проекте
    • Контакты
    • Политика обработки персональных данных

    © 2020 Гражданский экзамен

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Экзамен
    • О проекте
      • Новости проекта
      • Инициаторы проекта
      • Команда проекта
    • Экзаменационная комиссия
    • Блог
    • Новости
    • Конституция 2020

    © 2020 Гражданский экзамен

    Войдите в аккаунт

    Забыли пароль? Sign Up

    Заполните поля для регистрации

    Поля обязательные. Войти

    Восстановить пароль

    Введите имя пользователя или адрес email для восстановления

    Войти